Поиск:     
    Главная   |  Новостная лента   |  Конференция   |  Контактная информация
Страноведение:
О Дании на форуме:
Главная / Дания / Публикации /

Не все ладно в Датском Королевстве

Перед Всемирным днем свободы печати, который отмечался 3 мая американская правозащитная организация "Фридом хаус" опубликовала очередной доклад о свободе СМИ в 195 странах, где Дания в числе Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции вошла в пятерку наиболее демократичных стран, отвечающих всем западным критериям о свободе прессы. Однако еще свежи те раны, особенно у мусульманского населения в самой Дании и других стран мира, оставленные после опубликования в 2005 году в ведущей датской газете "Юлландс-постен" серии карикатур о пророке Мухаммеде.

Карикатурный скандал в конце 2005 и в начале 2006 года охватил практически все страны Европы и мусульманского Востока. Произошли массовые беспорядки с человеческими жертвами. Только за несколько дней февраля 2006 года погибли, по меньшей мере, 37 человек в Нигерии, Ливии, Пакистане и Афганистане. Тогда мир чудом избежал глобального межцивилизационного конфликта между Западом и Востоком, описанный Самюэлем Хантингтоном в его книге "Столкновение цивилизаций".

15 мая 2006 года в Дании снова произошли беспорядки. В Копенгагене датская полиция арестовала, по меньшей мере, 50 человек во время стычек с молодёжью, протестовавшая против насильственного выселения властями жителей из домов в районе Христиания и строительства на месте старых домов нового коммерческого центра. Этот район известен миру как вольное поселение, организованное в начале 1970 годов в построениях старых казарм в центре Копенгагена и считался "городом в городе", где хиппи или другие обиженные на общества люди "организовывали" свой быт и дальнейшую жизнь.

Безусловно, с правовой точки зрения самовольный захват помещений и зданий, принадлежащие муниципалитету или государству считается незаконным действием. Однако в течение последних 37 лет в Христиании выросло целое новое поколение людей, которые исправно платили все муниципальные налоги и вели вполне законопослушный образ жизни. Население в этой части города уже не те хиппи, которые никогда не признавали образование социума на основе определенного фиксированного места проживания и устоев общества, а их дети являются обычными гражданами Дании со всеми вытекающими с этого социальными, экономическими и политическими правами. Напротив, отношение властей к ним и их родителям заставляет молодежь чувствовать себя изгоями, торговать наркотиками и превращаться уже не в хиппи, а в преступное сообщество. Так, Христиания является единственным местом в Дании, где можно открыто приобрести легкие наркотики, а в общеевропейской статистике, с 31% населения употребляющими коноплю Датское Королевство занимает первое место в Европе. В то же время, по употреблению кокаина гражданами от 15 до 34 лет самые большие показатели также приходится на Данию и Нидерланды.

Несмотря на то, что традиционно Дания занимает одно из ведущих мест по уровню жизни в Европе, статистика свидетельствует и о противоположных тенденциях. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 40% населения Дании имеют хронические нарушения здоровья. Принимая во внимание вызывающие беспокойство тенденции в отношении некоторых факторов риска, в особенности среди молодежи, а также процесс старения населения, можно предположить, что число лиц, страдающих хроническими заболеваниями, будет возрастать, и это потребует дополнительных ресурсов системы здравоохранения. В то же время, согласно проведенному в ЕС исследованию, Королевство Дания признано самым дорогим для проживания государством Европы, которое по этому показателю обгоняет не только Францию, Англию и Германию, но и известную высокими ценами Швейцарию.

Кроме этого, в настоящее время угрозу демократии в Дании представляет нарушение прав на основе этнической и религиозной принадлежности людей. В 1970-х годах датские компании приглашали иностранных рабочих в основном из Турции, Пакистана, Югославии и Марокко. Как отмечает Датский Хельсинский комитет (ДХК) иммигранты и их дети в стране все больше сталкиваются с нетерпимостью и дискриминацией в повседневной жизни. Группы гражданского общества и видные политические, культурные и религиозные деятели выразили серьезную озабоченность по поводу данных тенденций. Указанный факт опубликования карикатур на пророка Мухаммеда также можно рассматривать в контексте растущей враждебности к мусульманам в Дании.

По разным оценкам, в Дании проживает 160 000 — 180 000 мусульман. По мере того, как в последние годы дебаты в Дании по вопросам иммиграции становятся все более ожесточенными, растет внимание к угрозе так называемого религиозного экстремизма, и отношение к мусульманам ухудшается. К такому выводу приводит доклад Международной Хельсинкской Федерации (МХФ) "Права человека в регионе ОБСЕ: Европа, Центральная Азия и Северная Америка" за 2006 год. В частности, в докладе отмечается, что подстрекательские заявления, сделанные представителями Датской народной партии, огульно обвиняющие мусульман в подрыве демократических ценностей и насилии, подстегнули враждебное отношение к мусульманам. Предвзятое освещение в СМИ способствовало формированию превратного мнения общественности по отношению к исламу и негативным чувствам к мусульманам.

Наряду с этим ДХК отмечал, что факт большого процента иммигрантов среди осужденных за тяжкие преступления в стране также внес свой вклад в отрицательное отношение к иностранцам.

Одновременно радикализации населения, особенно среди представителей иммигрантов, в Дании способствует отсутствие в датском законодательстве некоторых важных определений, которые могут внести ясность в условия обращения правоохранительными органами с подозреваемыми или заключенными. Так, Комитет ООН против пыток неоднократно критиковал Данию за отсутствия определения пыток и конкретного, наказуемого преступления, называемого пытками в ее законодательстве. В том же докладе МХФ говорится, что отсутствие должного регулирования актов пыток в национальном уголовном законодательстве является нарушением статьи 4-ой Конвенции ООН против пыток. По причине отсутствия детальных законодательных положений, в государственных органах существует неопределенность и разногласия по поводу значения понятия пыток и жестокого обращения. Вот и обращаются полицейские Королевства с заключенными так, как они понимают и разумеют — пытка эта или нет. Международная Амнистия, ДХК и ряд других НПО выступали за внесение соответствующих положений Конвенции ООН в датское законодательство. Только в декабре 2005 года Министр юстиции в ответ на эти инициативы обратился в совет по реформированию Уголовного кодекса с просьбой рассмотреть данный вопрос.

Нарушения прав национальных и этнических меньшинств также наблюдается в социально-экономической сфере. Так, из-за роста жалоб со стороны населения в 2003 году был создан Комитет по жалобам против нарушения равного отношения к этническим меньшинствам, который рассматривает случаи дискриминации на основе расовой или этнической принадлежности в таких областях, как рынок труда, социальная защита, образование или доступ к товарам и услугам. Однако он не уполномочен налагать санкции или присуждать компенсацию за ущерб жертвам дискриминации. Члены Комитета считают, что им не хватает полномочий для эффективных действий по жалобам, а ограничение возможностей не дает им права доводить дела до суда.

Таким образом, в датском обществе имеет место дискриминации людей по этническим или другим признакам. Особенно это проявляется в случаях, когда решаются вопросы трудоустройства не только самих иммигрантов, но и их детей которые родились в Дании и являются полноправными гражданами этой страны. Этнически мотивированная дискриминация на рынке труда стало причиной судебных разбирательств, где "Центр по документации и консультациям по расовой дискриминации" оспаривал с работодателями права "перкеров". Слово "перкер", это презрительный термин в датском языке, означающий иммигрантов.

Вместе с тем по отношению иммигрантов в Дании также используются двойные стандарты. В то время когда законные иммигранты не могут добиться реализации своих прав, перкеры из Чечни находят полную поддержку в Датском Королевстве. Так, в этой стране действует чеченское общество, в основном состоящее из "ветеранов" войны в Чечне. В 2002 году после ареста подозреваемого в совершении террористических актов на территории России Ахмеда Закаева датские власти отказались выдать его российской стороне. С тех пор эмиссар чеченских боевиков свободно приезжает в Копенгаген из Великобритании, где он получил статус политического беженца. В 2004 году во время своего очередного визита в Данию Закаев был принят лидером Датской социал-демократической партии Хольгером Нильсеном, по приглашению которого он приехал в столицу Дании как официальный представитель Аслана Масхадова. В прошлом году также выяснилось, что чеченские боевики проходят медицинскую реабилитацию в датском специализированном центре.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в Датском Королевстве не все в порядке. Получается, что в свободном датском обществе можно нарушать элементарные права граждан и оскорблять религиозные чувства людей и при этом защищать "права" гомосексуалистов, проституток и иностранных террористов. Как писал один из авторов, комментировавший новости из Дании: "очевидно, что это ответ на глобализацию, а также демократию, которая иногда приобретает форму беспредела".

Уже сегодня, прогуливаясь по улицам датских городов в летний период, человека с другой страны не покидает чувство не реалистичности происходящего. Поведение людей, особенно их стиль одежды, напоминают этюды древнего Содома и Гоморры. Вот и делайте обобщения: какое будущее может ожидать такое общество, если оно продолжит идти по пути в пропасть.
Читайте также:
Датские парламентарии предложили "окончательное решение" проблемы нелегальных иммигрантов из исламских стран. Южных жителей, рвущихся в гостеприимную Данию, предложили поселить в малолюдной Гренландии.
Всего в 20 минутах ходьбы от Датского парламента находится самое эпатирующее место Европы. Со всего мира туда съехались неформалы, радикалы и маргиналы. 30 лет назад отцы-основатели Христиании объявили ее "вольным городом".
Когда-то городские власти Копенгагена приобрели пустующий дом и передали его датским юношам и девушкам, которые решили жить отдельно от родителей. Знали бы власти, чем это обернется...

Комментарии

Поделиться ссылкой:
 © NORSE.RU При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на norse.ru обязательна.
Любое использование материалов без ссылки на norse.ru является нарушением закона об авторских правах.
Rambler's Top100