Поиск:     
    Главная   |  Новостная лента   |  Конференция   |  Контактная информация
Страноведение:
О Дании на форуме:
Главная / Дания / Публикации /

Бои за Копенгаген и демократию

Скандинавские страны отличаются поистине трепетным отношением к подрастающему поколению: здесь для детей, подростков и молодежи готовы сделать буквально все. Дания исключения не составляет. Достаточно сказать, что годовые бюджеты министерств образования и семьи здесь почти вдвое превышают количество средств, отпускаемых в год министерствам обороны и внутренних дел.

В таких благоприятных условиях датские педагоги и социальные работники могут позволить себе не только рутинную заботу о своих подопечных, но и некоторые эксперименты социального характера. Но далеко не всегда такие "эксперименты" успешны. Один из них, затеянный в Копенгагене много лет назад, обернулся в первую неделю марта форменным безобразием на улицах датской столицы: погромы, пожары и схватки с полицией бегут друг за другом вдогонку, их интенсивность то спадает, то вновь нарастает, и конца этому не видно.

Когда-то городские власти приобрели пустующий дом и передали его датским юношам и девушкам, которые решили жить отдельно от родителей – своего рода скаутский лагерь, вот только без надоедливых вожатых и педагогов. Знали бы власти, чем это обернется...

С самого начала коммуна превратилась в обиталище хиппи (со всеми вытекающими последствиями — наркотики, группенсекс, сопутствующие заболевания и т. д.). Затем в старом здании последовательно обосновывались то левацкие движения, то последователи очередной секты. Справедливости ради надо сказать, что среди этого сброда наблюдались и некоторые вкрапления собственно тех, для кого это все и задумывалось. А некоторые семьи, выселяемые сейчас из "Молодежного дома", уже далеко не первой молодости и сами имеют не таких уж маленьких детей.

В прошлом году мэрия Копенгагена решила прикрыть это своеобразное "общежитие имени монаха Бертольда Шварца" — слишком уж дорого обходилось содержание здания (те, кто там жили, естественно, не платили ни за что), да и полиции дом явно был бельмом на глазу – блюстители порядка видели в нем очаг перманентной преступности. Дом был продан одной из религиозных организаций (уже не секте), обитателям предложены варианты расселения, но уже без прежних вольностей — никакой наркоты, наличие работы, приличный образ жизни.

Однако жители "коммуны" с подобными "буржуазными" вариантами не согласились и ответили в своем стиле: судебных приставов встретил град камней и баррикады. Полиции пришлось проводить выселение в духе спецоперации из кинобоевика — на крышу дома из вертолета высадился десант, который проник внутрь и вынудил обитателей покинуть строение. Выплеснувшись на улицы, "изгнанники" решили напоследок "отвязаться по полной" уже в городском масштабе: когда разнеслась новость о "посягательстве на святая святых", сотни молодых людей вышли на улицы с намерением продемонстрировать, как им не нравится идея властей. Результаты известны — сожженные автомобили, тлеющие кучи мусора, баррикады и разбитые витрины.

Полиция Копенгагена столкнулась с настолько агрессивным отпором, что только чудом обошлось без человеческих жертв — весь день стражи порядка боролись с толпой под шквалом бутылочных осколков, уворачиваясь от металлических прутьев. Попытка пойти на контакт с протестующими закончилась "бомбардировкой" автомобиля, в котором сидел официальный представитель полицейского департамента.

Арестованы около трех сотен участников стихийной акции протеста. Если верить сводкам, это примерно пятая часть всех демонстрантов, поскольку общая численность молодежи, вставшей на защиту, как им кажется, своих прав, оценивается в полторы тысячи человек. Когда же начались допросы задержанных, выяснилось, что большинство из них беседовать со следователями не то чтобы не хотят, но попросту не могут, не владея языком принца Гамлета. Они незнамо какими путями явились на подмогу погромщикам из Германии, Швеции, Норвегии, Франции, Польши и даже Литвы – всего около 140 человек.

Намеренные поездки в места уличных волнений с целью принять в них участие — практика в Европе весьма распространенная и в некоторых случаях даже хорошо оплачиваемая. Теория "импорта" подтвердилась, когда на въезде в Копенгаген были задержаны несколько автобусов, битком набитых молодыми "туристами" самого что ни на есть хулиганского обличья, причем среди них не оказалось ни единого датчанина. Пришлось взять под строгий контроль не только городские улицы, но и предместья столицы, а также усилить посты на всех пропускных пунктах автомобильных дорог. К примеру, пограничный датско-немецкий пункт Эллунд-Фрослев оказался перекрыт полицией с обеих сторон, что не обрадовало сотни немцев, живущих в приграничных районах и ездящих ежедневно в Данию на работу.

Увы, но копенгагенские (а равно — и парижские, и афинские) события – это всего лишь обратная сторона медали под названием "50 лет Евросоюза". Европа так долго убеждала сама себя, что "общедемократические ценности" — основа нормальной жизни, что не заметила, где и в каких местах демократия превратилась в самую что ни на есть анархию. Как известно, в таких далее власть берет "сильная рука" — иначе говоря, наступает диктатура.

Нынешние участники "боев за Копенгаген", выросшие на демократических традициях, воспринимают их как данность, однако не научились различать тонкую грань между демократией и вседозволенностью. А чего еще ожидать: видя одно только белое, не научишься различать цвета. Демократией сегодня почему-то принято считать что угодно: от навязчивой рекламы "альтернативного секса" до легализации наркотиков, от разрешения нацистских партий и объединений до вручения европейского вида на жительство любому террористу, которого (неважно, справедливо или нет) преследуют на родине. Любые ограничения рассматриваются как посягательство на основы демократии.

Озабоченные распространением демократии на все достижимое пространство, европейцы упустили тот момент, когда еще можно было удержаться в рамках демократии внутри себя. Теперь им опять предстоит трудный путь взращивания демократических ценностей — почти заново, если судить по географии молодежных погромов, росту ксенофобских настроений и прочим проявлениям вседозволенности. Впрочем, сделать это все же легче, чем взращивать демократию на пустом месте – есть к чему возвращаться и не надо заново выдумывать велосипед.

Что же касается самой демократии (настоящей, не той, за которую ратуют швыряющие камнями и "коктейлями Молотова" юнцы) – то она, несмотря ни на что – вещь стоящая. Как писал покойный Роберт Энсон Хайнлайн: "Демократия несовершенна, слаба и порой противоречива, однако это лучшее, что до сих пор изобрело человечество. Альтернативы ей – еще хуже".
Читайте также:
Дания в числе Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции вошла в пятерку наиболее демократичных стран. Однако на поверку оказывается не всё так гладко. Демократия по-датски, двойные стандарты к иммигрантам, нарушения человеческих прав и свобод, массовые волне
Всего в 20 минутах ходьбы от Датского парламента находится самое эпатирующее место Европы. Со всего мира туда съехались неформалы, радикалы и маргиналы. 30 лет назад отцы-основатели Христиании объявили ее "вольным городом".

Комментарии

Поделиться ссылкой:
 © NORSE.RU При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на norse.ru обязательна.
Любое использование материалов без ссылки на norse.ru является нарушением закона об авторских правах.
Rambler's Top100