Поиск:     
    Главная   |  Новостная лента   |  Конференция   |  Контактная информация
Страноведение:
О Норвегии на форуме:
›  ЕСТЬ ЛИ В НОРВЕГИИ УКРАИНЦИ!?
›  Как я попала в Норвегию.
›  Гуляя по Осло, Норвегия.
›  Новые требования к материальному обеспечению при подаче заявления на семейную иммиграцию (воссоедине
›  Образование в Норвегии
›  отчет по Норвегии (Осло, Берген, центральная часть гор, Гейрангер, фиорды)
›  Международный Кино Лагерь в Карловых Варах
›  Вопрос о воссоединении семьи
›  Путешествие по Норвегии. Фотографии.
›  Менять или нет подданство? Могут ли возникнуть проблемы с получением визы в Россию?
Главная / Норвегия / Публикации /

Музыкальный фестиваль в Фёрде глазами московской скрипачки

Международный фольклорный фестиваль в городе Фёрде (Норвегия) был основан в 1986 году. Это самый большой в Скандинавии фестиваль фольклорной, традиционной, мировой музыки и танца всех стран. Фестиваль проходит каждый год в начале июля. Основное направление, основная тема фестиваля - традиционная и современная фольклорная музыка на основе акустического исполнения. Три тысячи пятьсот артистов из более, чем ста различных стран, были представлены на Førde Folk Music Festival за последние семнадцать лет.

Программа Førde Folk Music Festival очень разнообразна и включает в себя не только концерты, но и мастер-классы, выставки, детские праздники, вечера танцев и т.д. Интересные проекты осуществляются во время недели фестиваля, а также и в течение всего года!

Основное место проведения концертов - это культурный центр "Fordehuset", который имеет четыре зала, вмещающих от ста семидесяти до двух тысяч пятисот человек. Мероприятия фестиваля проходят также в музеях, в центрах искусств, в лучших отелях города, и даже на открытых сценах в окрестностях Фёрде. Всего задействовано около двадцати фестивальных сцен. Это праздник, где звучит уникальная музыка в уникальном месте. Ведь Фёрде - это небольшой, но необыкновенно красивый город на западном побережье Норвегии. Он расположен на сто пятьдесят километров севернее Бергена и окружён фьордами, горами, ледниками и водопадами.

Мне посчастливилось побывать на Forde Folk Music Festival в июле этого 2008 года. В этом году выступало триста тридцать артистов из сорока одной страны. Всего в сумме было проведено девяносто концертов, мастер-классов, и других событий фестиваля. В этом году фестиваль посетило около тридцати тысяч слушателей! Специальными гостями фестиваля были бразильские танцоры и коллективы, в том числе: Yle de Egda, Revista do Samba, Coco Raizes de Arcoverde, Валдир Сантуш, Grupo Cultural Beija-Flor.

Одному человеку просто невозможно побывать на всех концертах фестиваля. Тем более, что мне предстояло встретиться со многими людьми, посетить несколько мастер-классов и выступить на "Семейном дне" с сольной норвежско-русской программой. Поэтому, расскажу о том, что мне удалось послушать, увидеть.

До официального открытия фестиваля оставалось несколько часов, и я отправилась бродить по городу. Прозрачная, спокойная река течёт вдоль всего города, рассекая его на две половины. Белоснежные чайки, то и дело, устремляются к воде, чтобы полакомиться рыбой. Я рассматривала милые домики, в основном двух-трёх этажные. Каждый домик имеет свой сад, свою игровую площадку. Фёрде находится словно в чаше и со всех сторон окружён горами, густо покрытыми лесом. Люди - высокие и стройные, неторопливо шли по своим делам. Перед отъездом меня предупреждали, что в Норвегии почти всё время идут дожди, но в этот день светило яркое солнце. Да и во все дни фестиваля в Фёрде стояла жаркая солнечная погода, совсем не характерная для этих мест даже в летнее время.

"The Gypsy Queens and Kings" - так назывался концерт, посвящённый открытию фестиваля. В этом концерте приняли участие коллективы и исполнители из Македонии, Болгарии, Румынии, среди которых были Fanfare Ciocarlia, Esma Redzepova, Jony Iliev и др.

Как скрипачка, я, конечно, пришла в восторг от норвежского народного инструмента - hardingfele. Мне удалось даже попробовать поиграть на нём. Это восьмиструнный смычковый инструмент, четыре струны которого - игровые, а четыре - резонансные. Они располагаются под грифом и тянутся под игровыми струнами. Впервые я узнала, что традиционно существует более ста видов строя хардингфеле. Также "норвежская скрипка" отличается своеобразной мелизматикой, своеобразными украшениями в левой руке, которые на слух трудно повторить даже профессиональному скрипачу. А пальцевая и реже кистевая вибрация используется только, как украшение.

Было интересно узнать, что скрипичную норвежскую народную музыку дети в Норвегии изучают на слух, т.е. без нот. И если в российской детской музыкальной школе нотной грамоте учат с первых лет обучения, то в Норвегии дети вначале стараются слушать и воспринимать музыку на слух, отсюда развитие и вариационности, и импровизационности.

В Норвегии считают, что дети не должны "портить" своё детство, занимаясь гаммами, арпеджио и этюдами. Норвежская музыкальная система образования в корне отличается от Российской. Приблизительно до пятнадцати лет ученик играет на инструменте в своё удовольствие, не стремясь к "выдающимся результатам". А вот повзрослев и поняв свои склонности и таланты, человек может уже осмысленно пойти учиться в музыкальную академию.

Дело в том, что вместе с московским ансамблем "KODA", руководителем и участником которого я являюсь, мы изучаем и исполняем скандинавскую народную музыку. Поэтому, несмотря на то, что фестиваль международный, меня более всего привлекли выступления именно норвежских музыкальных коллективов.

Одним из самых ярких и незаурядных ансамблей, на мой взгляд, был Ragnhild Furebotten Trio. Это трио поразило меня необыкновенной артистичностью и высоким профессионализмом исполнения народной музыки, хотя в программе коллектива были и собственные композиции, сочинённые участниками трио в народном духе. Ragnhild играет на обычной скрипке, что впрочем, не мешает ей передавать всё многообразие приёмов норвежского хардингфеле. Ещё в трио аккордеонист и виолончелист, который временами также играет на скрипке.

Надо отметить, что в Норвегии принято сочинять в народном стиле и широко распространено такое понятие, как "современный фолк". И это не удивительно, ведь знакомство с музыкой у детей в Норвегии начинается не с классических произведений, а с народного национального творчества.

Знаменательной оказалась моя встреча с легендарной норвежской хардингфелисткой Anbjorg Lien, которая является лидером группы "String systers" и уже много лет сочиняет очень красивые мелодии. Её музыка считается уже народной и исполняется по всей Норвегии, и не только. Так, например, наш московский ансамбль "KODA" уже несколько лет исполняет "Норвежский вальс", который я выбрала из нотного сборника, купленного в Швеции(!). Как же удивительно было узнать, что этот вальс сочинила Anbjorg Lien пятнадцать лет тому назад и назвала его "Fiddles fivor"!

"String systers" - это очень популярный коллектив, участницы которого - скрипачки из разных сран: Швеции, Норвегии, Ирландии, Шотландии и США. Причём, каждая из "сестёр" также сочиняет музыку, которая и звучит, наряду с традиционной музыкой, в исполнении этого замечательного ансамбля.

После концерта мне удалось встретиться с Anbjorg Lien и расспросить об особенностях исполнения норвежской скрипичной народной музыки. Оказалось, что в правой руке смычок идёт быстро и неравномерно, слегка раздувая звук, причём нажим смычка на струну минимальный. В левой же руке очень много украшений, мелизмов, наподобие трели, также часто звучат двойные ноты с интервалами в терцию, сексту, септиму, октаву. Ну и, конечно, обычный скрипичный строй не используется ни на хардингфеле, ни на скрипке.

Также посчастливилось пообщаться с профессором из Осло Teleff Kvifte, который показал мне один очень красивый норвежский народный танец, который, по его словам, можно исполнять не только на хардингфеле, но и на скрипке, но все струны скрипки при этом нужно поднять на тон вверх! Надо отметить, что норвежские музыканты часто исполняют свою фольклорную музыку на скрипке, а не на хардингфеле, но скрипка эта звучит так, что её ни с чем не спутаешь, такой вот неповторимый музыкальный стиль в Норвегии!

Очень понравились норвежские группы, которые сформировались на базе национальной фольклорной культуры и сейчас творят нечто, затрагивающее сердца современной молодёжи. За время своей поездки, я успела заметить, насколько сильно норвежские юноши и девушки любят свою народную музыку, ну и, тем более, преподнесённую в современной обработке.

Одной из таких групп была "Valkyrien Allstars", где фантазия и традиция очень тесно переплетены. В составе группы молодая талантливая певица Tuva Livsdatter Syversten, два супертемпераментных хардингфелиста, которые чуть не рвут струны, буквально, взрывая зал, и контрабасист с ударником, динамические оттенки которых просто шокируют всех присутствующих. Да, я впервые услышала такое пианиссимо на ударной установке!

Ещё были интересные коллективы из Финляндии, Швеции, Дании. Например: "Huperborea", "Frifot", "Hangaard & Hoirup"."А утром четвёртого дня фестиваля в Фёрде прошёл парад, посвящённый фестивалю. По улицам города шли барабанщики и трубачи, клоуны и жонглёры, акробаты и танцовщицы. Люди радовались, и дети, и взрослые смеялись, а я подумала, о том, что таких праздников должно быть как можно больше не только в Норвегии, но и во всём мире. Тогда наша планета наполнится счастьем, и ни у кого не останется поводов для грусти."

"Семейный день" - так назывался день, когда выступали семейные ансамбли и сольные, т.е. одиночные музыканты. В этот день я и выступила со своей программой, исполняя на скрипке норвежские народные танцы и песни: "Den Bakvedte visa", "Fantejetas vise". В заключение я спела две русские народные песни "Летели кукушки" и "Ходили девки по зелёным лугам". Слушатели очень тепло и эмоционально реагировали.

Гала-концерт был великолепно организован и состоял из маленьких выступлений практически всех участников фестиваля! Таким образом, у слушателей была возможность не только ещё раз послушать полюбившиеся группы, но и получить представление о музыкантах, на концертах которых они ещё не были. Например, такой инструмент, как варган, звучал на этом концерте сольно и играли на нём представители различных музыкальных культур, при этом, музыкант выходил в зал, а специальные камеры транслировали его выступление на экране сцены крупным планом.

Заключительным сюрпризом для меня стал концерт группы "Urban Tunells Klezmerband", которая выступала на последнем банкете для музыкантов, организаторов и всех, кто подготовил этот блестящий фестиваль. В составе группы её лидер - вокалист и пианист Tor-Petter Aanes, а также, кларнетист, аккордеонист, контрабасист и перкуссионист. Я была растрогана до слез. Фантастические музыканты!

От огромного количества новых впечатлений, от пережитых эмоций несколько дней фестиваля показались неделями, месяцами. Да, на таком грандиозном фестивале мне ещё никогда не доводилось бывать. Об этом фестивале, об этом красивейшем городе можно рассказывать часами, но лучше приехать на Førde Folk Music Festival в следующем году и увидеть и услышать всё это самому!"
Читайте также:
Поморские фестивали в Вардё (Северная Норвегия, Финнмарк) проходят ежегодно начиная с 1993 года. Обычные составляющие этих праздников - концерты, выставки, экскурсии, вечера отдыха, лекции и, конечно, ярмарки на главной улице города.
"KODA" - единственный в своём роде, московский коллектив, играющий в стиле Скандинавский Артфолк. Ансамбль "KODA" сложился в конце 2003 года.

Комментарии

Поделиться ссылкой:
 © NORSE.RU При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на norse.ru обязательна.
Любое использование материалов без ссылки на norse.ru является нарушением закона об авторских правах.
Rambler's Top100