2008-07-26
Научный эксперт Линчёпингского (Linköping) Университета в Центральной Швеции нашел объяснение тому, что некоторые люди способны действовать не тратя времени на размышления.
Ларс-Эрик Бьёрклунд (Lars-Erik Björklund) в своей докторской диссертации исследовал нейробиологические процессы и попытался объяснить, почему появляются знания, основанные на опыте.
Проще говоря, ученый дает ответ на вопрос, что такое интуиция и откуда она возникает.
«Из наблюдений за работой медицинских сестер в 1980х было установлено, что те сиделки, которые имели больше опыта, легче ориентировались в ситуации и могли быстрее принять правильное решение. Кто-то может назвать это интуицией», - говорит Ларс-Эрик Бьёрклунд в своей диссертации.
Похожие эксперименты проводились в 90х с врачами и бизнесменами, и полученные данные совпали с предшествующими результатами.
Конечно же, доводы, что «дело мастера боится» и что нет ничего ценнее, чем опыт, далеко не новы. А диссертация Бьёрклунда вызвала столь широкий интерес, потому что исследователь пытается найти нейробиологическое объяснение существования интуиции.
Изучив массу книг по неврологии, ученый пришел к выводу, что загадка интуиции разрешается в том, что у человека есть 2 системы получения и анализа ощущений – сознательное и бессознательное.
Содержимое бессознательной сферы представляет собой альбом картинок, образов и сенсорных сигналов, которые мы используем, чтобы оценить и переработать новую информацию, получаемую и анализируемую системой мозга. Мы накапливаем образы и воспоминания предшествующего опыта, что помогает нам предсказать исход похожих ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
По Бьёрклунду «это могут быть и запахи, и жесты, то есть совокупная комбинация впечатлений, которая побуждает так называемую интуицию сообщить нам что-то особенное».
Различные жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, стимулируют эти впечатления и пополняют банк образов в нашей голове, таким образом создается запас бессознательных сенсорных ощущений.
«Мы никогда не сможем достичь тех знаний и способностей, в которых мы так нуждаемся в нашей работе, при помощи чтения и подсчетов. Практический опыт жизненно необходим всем нам и нуждается в переоценке».
«Чтобы получать информацию об окружающем мире, нам нужно видеть, ощущать, чувствовать, слышать, пробовать, и это не может быть заменено, например, чтением книг», - заявляет Бьёрклунд в выводе диссертации.