2007-06-13
Впервые на русском языке вышла книга для детей шведской писательницы Перниллы Стальфельт "Одного поля ягоды" ("Открытый мир", 2007).
Как было бы просто, если бы все люди были одинаковые. И как скучно. Правда, для некоторых необычная внешность или поведение — вполне достаточное основание для обид и преследований. Почему люди злятся друг на друга, и чем это кончается? Что чувствует жертва? Что делать со всеми обидчиками?
Пернилла Стальфельт при помощи простых, конкретных вопросов и ответов рисует мир непохожих, но равноправных людей и показывает ребенку, как уважать и ценить эту непохожесть.
Серию книжек-картинок о человеке, человеческой физиологии и психологии написала Пернилла Стальфельт — шведская детская писательница, художник, педагог (она ведет занятия в изостудии в стокгольмском Музее современного искусства), член шведской Академии детской книги.
В 1999 году Пернилла Стальфельт по заказу Министерства образования Швеции написала книгу "Одного поля ягоды" — о том, что все люди разные, но равны в правах и одинаково достойны уважения —
в Швеции эта книга стала учебным пособием по толерантности для начальной школы, на обложке даже есть упрощенная выдержка из Конвенции ООН о правах ребенка. В том же году вышла "Книга о смерти", где рассказывается, что такое смерть и почему люди умирают. Иллюстрации имитируют детские рисунки, а повествование строится просто, без каких-либо сложных, непонятных для ребенка рассуждений и слов. В серию вошли также "Книга о волосах", "Книга о любви", "Книга о насилии", "Книга о страшилках", и даже "Книга о какашках".
"Ведь дети обладают способностью принимать то, что происходит в жизни, — говорит Пернилла Стальфельт в одном интервью. — И нередко обнаруживают, что это ужасно интересно. И потому мне кажется, что
взрослым следует не пресекать любопытство ребенка, а напротив, поддержать его интерес и ответить на все вопросы, даже если тема у них самих вызывает противоречивые и даже болезненные чувства". А кроме того, ведь "ребенок рождается в мир, где есть все: жестокость, радость, печаль, прекрасное и уродливое, а потому было бы странно делать вид, будто ребенок существует вне этого мира".
Подобная манера говорить с ребенком обо всем, а не только о светлом и сказочно-прекрасном — для современной шведской детской литературы дело обычное, у истоков этого подхода стояла еще Астрид Линдгрен, пошатнувшая устои традиционной педагогики и напомнившая взрослым, что ребенок — человек, равный в правах со всеми взрослыми.
Купить книгу