Заморить червячка
- Сбылась мечта идиота... Побывал на Нордкапе... - рассуждал я на обратном пути.
- Кто идиот? - поинтересовался мой товарищ, водитель "Тойоты".
По национальности он финн, по профессии - лингвист, владеет пятью языками, русским очень хорошо. Еще знает саамский, его разновидности, диалекты...
Я пытался объяснять значение слова "идиот" и русских поговорок. Мой собеседник освоил многие наши устойчивые выражения, понял их смысл, некоторые ему полюбились, например, "подальше от греха" или про червячка.
Оборачиваясь ко мне, проехав добрую сотню километров по прекрасной асфальтированной "змейке", с улыбкой произносил:
- А не заморить ли нам червячка?
Чтобы не тратиться в неблизком пути, из Мурманска мы везли сумку продуктов и напитков, поворачивали в сторону от шоссе за буквой "Р" и располагались за придорожными столиками с видами на норвежские горы. Так складывался наш путь по Скандинавии в прекрасную солнечную погоду по маршруту Мурманск - Киркенес - Рованиеми.
Рецепт к сведению
С выездом из России мы запоздали, 6 августа были на богослужении в церкви Бориса и Глеба на реке Паз. Осталась на душе горчинка: прежде чем добраться до церкви - четыре кордона, везде проверка документов, выяснение, есть ли наши фамилии в списках - паломников. Везде строгие лица, автоматы. Даже на мосту через Паз автоматчик-пограничник, глянув в мой заграничный паспорт, спросил, а нет ли у меня с собой российского паспорта, и долго рассматривал мурманскую прописку.
К вечеру мы пересекли норвежско-финскую границу и через час были в Утсйоки, в финском местечке на реке Тана, где заночевали у редактора саамского радио Нийло Уомаёкки. Для ночевки нам предоставили "амбар" со светом, холодильником, мягкими постелями и библиотекой, где обнаружились несколько изданий на русском языке. Тут же у крыльца красовались мухоморы и красноголовики. Финны грибы не едят, но мой рецепт выслушали внимательно: мухоморы настоять на водке, этой настойкой потом растирать суставы. Приняли рецепт к сведению.
По утреннему туману следующего дня мы мчались вдоль реки Тана, это местность финских и норвежских саамов. В Карашйоки, на норвежской стороне, даже есть саамский парламент, здесь нередко на национальных тусовках бывают наши ловозерцы. А далее остановка в Лаксельве у начала Порсангер-фьорда. Здесь и поныне существует аэродром, с которого в годы войны немцы бомбили мурманские конвои. У туристического центра многолюдно. Здесь мы получили новую информацию - ожидаемые нас впереди туннели платные. Я немного загрустил, а мой товарищ повеселел, он справился о расценках, туннели были по его кошельку.
За все заплачено
Туристические автобусы - один за другим, со всей Европы, больше почему-то из Германии. Немцы любят экзотику.
- Что ты хочешь, - август. Европа путешествует, - комментирует мой товарищ. Узкая дорога вьется около воды. Она как бы вырублена в скальной отвесной стене. По стене стекают ручьи. В фьорде тишь и гладь. По берегам разноцветные домики. Там, где дорогу не прорубили, ее просверлили в горе. Первый туннель у Скорвберга, трехкилометровый. Мы ныряем в холодную пропасть, подсвеченную желтыми фонарями. Мокрые стены. Молчим, пока не вырвались на солнечный свет. Через пять минут еще туннель, этот повеселей, стены обшиты каким-то материалом. На выезде едва не сбиваем оленя. Они тут пасутся прямо на дороге. Худосочные, глупенькие, толпой шлепают по асфальту. На радость туристам. Пока автобусы пережидают, люди снимаются на видео и фото, чуть ли не в обнимку, чуть ли не верхом на животных...
Мой товарищ комментирует: не дай Бог сбить оленя, виноват будешь всегда ты, а не хозяин, заплатишь штраф, и немалый. Это территория тех, кто здесь живет, и все права на стороне местных жителей. То же он высказал и в отношении овец, как и олени, беззаботно бродящих по дороге.
Между тем влетаем в очередной туннель, самый большой и длинный. Он связывает материк с островом Магерей. Раньше здесь была паромная переправа, но в девяностые годы построили под проливом туннель. Длина туннеля 6870 метров, глубина 200 метров. Километра три мы мчимся вниз, скорость местами ограничена цифрой 70. Замечаю, во всех туннелях частые телефонные аппараты с надписью "SOS". В конце пути дорога круто идет наверх. На выезде - шлагбаум, надо платить, 192 кроны с человека. Это немало - около 800 рублей. Обратно столько же возьмут.
Из следующего, четвертого, туннеля мы вырываемся прямо в объятия норвежского разноцветного городка Хоннингсвога, минуем его и едем вверх, петляя по склонам гор. Дорога опасная, с одной стороны пропасть, с другой - скалы, вьется дорожная лента под самые небеса. И вот мы на мысе Нордкап. Опять шлагбаум, опять плата. Норвегия хорошо распоряжается своим географическим богатством - еще "состригла" с нас по 200 крон.
"Антон из Советского Союза"
День солнечный, ясный, тихий, что здесь редко бывает, и, возможно, мы заплатили разумную цену не за саму географическую точку и туннели, затраты на строительство которых норвежцам надо компенсировать, а за нечаянную погоду, случившуюся в эту пору на Севере. Слов нет, с погодой нам повезло.
Мой товарищ-лингвист боится высоты и, отворачиваясь, машет рукой в сторону моря: мол, лучше этой крутизны не видеть. Под нами внизу летают чайки, вдали белеет пароход. Не сам пароход, а его след. Фотографируемся.
Немцы, напитавшись впечатлений, спешат в самый северный ресторан Европы утолять жажду. Автобусы отъезжают и прибывают - датчане, финны и прочие шведы. Я же открываю "Советское шампанское" - где наша не бывала... А потом идем тратить норвежские кроны в большом единственном доме на этом гранитном мысу, где собрано все: ресторан, почта, магазины, кафе, туалеты. В этом доме одних только открыток с видами Нордкапа - около двухсот. С удовольствием отправляем домой по открыточке своим любимым женщинам с редким штемпелем... Минуем магазин очень дорогих сувениров и гуляем на мысу.
Я ищу в массе щебенки и гальки сувениры, самые дешевые и красивые, ибо магазинные не по моему карману. Подбираю два камушка, два кварцевых самородка. Вряд ли еще придется побывать здесь.
На Нордкапе есть несколько примечательных знаков. Вот металлическая конструкция на постаменте, символизирующая земной шар. Другое сооружение символизирует мир и единение всех детей на свете: цепочка из семи больших каменных дисков и скульптурная композиция матери с ребенком. На одном диске есть русское имя - "Антон из Советского Союза".
Саамы здесь настоящие
Мы прощаемся с Нордкапом, не спеша спускаемся вниз по смертельной дорожной петле. Останавливаемся у саамского стойбища, где несколько чумов и магазинчик сувениров. Мой товарищ-лингвист говорит:
- Проверим, настоящие ли это саамы...
Потом мы подошли к пожилому норвежцу сааму, позирующему перед десятком объективов. Чтобы сфотографироваться рядом с ним и оленем, туристы занимают очередь.
- Как это нехорошо, как стыдно, - жалуется водитель. - А саамы между прочим настоящие, коренные жители этих мест. Неплохо зарабатывают на туристах, но заработок сезонный, зимой здесь пусто...
Зато сейчас многолюдно. Да, Европа путешествует. К слову, мурманчанам, а их мы на Нордкапе так и не увидели, несложно попасть сюда. Даю справку. Из финского городка Ивало на Нордкап ежедневно ходит рейсовый автобус, билет стоит 70 евро в одну сторону да еще 50 евро на автобусе из Мурманска до Ивало. И Нордкап у ваших ног. И не только он, но и все красоты Финнмарка и финской Лапландии...
Автор: В.Сорокажердьев