Поиск:     
    Главная   |  Новостная лента   |  Конференция   |  Контактная информация
Страноведение:
О Норвегии на форуме:
Главная / Норвегия / Публикации /

Пластическая психиатрия: Норвежский "Госпиталь" в Театре наций

Принципиальная негламурность Театра наций с его ободранными до кирпича стенами, гулкими коридорами и сумрачным залом – как раз то, что нужно "Госпиталю", спектаклю о задворках войны. Нервных просят не беспокоиться – никакой стрельбы, солдат в окровавленных бинтах и решительных хирургов с темными кругами бессонницы под глазами вы не увидите.

В "Госпитале" мужчин нет вообще – только три медсестры в обшарпанных кабинетах и закоулках своей невостребованной больнички. И трагического пафоса вы здесь тоже не обнаружите: по жанру этот спектакль ближе всего к черной комедии. Однако уморительные отношения и садомазохистские выходки одуревших от безделья и одиночества баб придуманы и поставлены с такими изощренными нюансами, что позавидовал бы и мастер психологического театра.

Автор "Госпиталя" 35-летний норвежец Йо Стромгрен (Jo Strømgren) действительно не поддается никакой классификации. Несостоявшийся футболист, в юности он подумывал было поступить в разведшколу, уже представлял себя засланным в какой-нибудь Мурманск (благо от Норвегии рукой подать), однако выбрал школу балетную. Во-первых, потому, что полезно для мышц, во-вторых – в танцах командовать некому. И сочинять свои странные спектакли для друзей и с друзьями (отнюдь не танцовщиками) он начал исключительно для удовольствия – так собираются вместе, чтобы поиграть в преферанс.

Стромгреновский юмор пришелся ко двору не только в Норвегии – за какие-то пару сезонов труппа стала любимицей всей Европы. Дружеской кампании пришлось обзавестись солидной аббревиатурой JSC (Jo Stromgren Company), она объездила почти три десятка стран, а самого Йо Стромгрена стали приглашать на постановки весьма респектабельные европейские балетные труппы. Впрочем, и там он себе не изменял – в Страсбурге, например, забабахал "Щелкунчика" только потому, что, как он выразился, "это самое тупое либретто, которое я когда-либо читал".

"Госпиталь" – первый спектакль хореографа для женщин и о женщинах. Знаток мужской психологии – а никто точнее и тоньше Стромгрена не разбирался в их комплексах, страхах, чудачествах и мечтах – доказал, что о тайнах слабого пола он осведомлен не хуже. Сами женщины, конечно, никогда не признаются, что хоть в чем-то похожи на стромгреновских героинь. Типажи хореограф подобрал с феллиниевским мастерством: старшая сестра – белобрысая стерва – терроризирует волоокую заторможенную красотку и дылду-неврастеничку. Забитые девки отдаются ей в подсобке, колотясь башкой о стенку от собственной беспомощности. Покалечившихся подчиненных диктаторша врачует с особым наслаждением, заставляет распевать романтические баллады и приплясывать, изображая наивных девчушек. Перипетии их взаимоотношений до отказа заполнят 70 минут спектакля.

Жутковатая, но гомерически смешно разыгранная история конкретна до физиологичности и одновременно метафорична, как притча. Потому что как-то незаметно до вас доходит, что этот спектакль – вовсе не о женщинах. Он – о механизме власти и о присущем ей сладострастии. Три медсестры ждут пациентов столь же тщетно, как персонажи абсурдиста Беккета – своего Годо. И это метафизическое ожидание и есть наша жизнь.

Автор: Т.Кузнецова

Комментарии

Поделиться ссылкой:
 © NORSE.RU При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на norse.ru обязательна.
Любое использование материалов без ссылки на norse.ru является нарушением закона об авторских правах.
Rambler's Top100