В Финляндию прибывает все больше представителей отдельных нацменьшинств. В 2008 году политического убежища или иного рода защиты у Финляндии попросило 4 035 человек, т.е. на 2500 человек больше, чем за предыдущий год. Рост продолжается, и по прогнозам финской иммиграционной службы, к концу декабря этого года число желающих получить убежище в Финляндии достигнет 6000 человек.
В результате, количество иммигрантов, въезжающих в Финляндию, многократно возрастет вследствие иммиграционного правила о воссоединении семей. Это касается, главным образом, беженцев из Ирака и Сомали. Их выбор падает на Финляндию, в основном, из-за более жесткой иммиграционной политики соседствующих с ней стран, а также из-за ее развитой политики социального обеспечения.
По мнению представителей служб безопасности, бурный рост числа иммигрантов связан с рисками, которые могут поставить безопасность страны под угрозу. К факторам риска относятся увеличение количества преступлений, формирование преступных группировок и нарушения общественного порядка. Некоторым европейским странам, в частности Швеции и Франции, уже приходилось сталкиваться с подобными проблемами. Для предотвращения этого власти Финляндии должны принимать активные меры по интеграции иммигрантов в обществе.
Многие представители европейских служб безопасности считают, что интеграция иммигрантов чревата и угрозой проникновения на территорию страны террористов, в потоке прочих беженцев. На меры по предотвращению этой угрозы уходят основные силы служб безопасности.
Еще одна проблема коренится в том, что не всех иммигрантов, прибывших в Финляндию в поисках убежища и представляющих угрозу ее безопасности, можно выслать обратно, в страну их происхождения. В тех случаях, когда это создает серьезную опасность для самих беженцев, их высылка невозможна по соображениям гуманности.
В некоторых пригородах Хельсинки и Турку доля иммигрантов среди местного населения возросла до 30%. Согласно отдельным исследованиям, такая высокая концентрация иммигрантов может привести к неконтролируемой изоляции групп населения по национальному признаку.
Для предотвращения подобных проблем было даже предложено частично ввести комендантский час, что совершенно не характерно для жизненного уклада скандинавских стран. Такие предложения свидетельствуют о серьезности ситуации. Беспокойство властей вызывает то, что атмосфера маргинализации, оторванности от корней и раздражения сгущается и распространяется на близлежащие регионы.
Из-за чувства оторванности от родной культуры, которое иммигранты испытывают в новой стране, возрастает опасность их радикализации, что в свою очередь, связано с проблемами интеграции. Иммигранты второго поколения нередко с трудом отождествляют себя с культурной средой и родиной своих родителей. Им не хватает жизненных и культурных ориентиров, опираясь на которые можно ощутить безопасность и стабильность.
Именно проблемы интеграции лежат в основе радикалистских настроений, а в крайних случаях - и терроризма. В то же время, большое беспокойство вызывают столкновения между представителями коренного населения и иммигрантами, а также исчезновение ценностей, свойственных демократическому обществу.
В итоге, это может привести к расовой дискриминации и возникновению враждебных друг другу группировок. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы власти были способны быстро реагировать на происходящее.
Полиция безопасности (SUPO) в настоящее время не располагает сведениями о лицах, пребывающих на территории Финляндии и активно участвующих в террористической деятельности. С другой стороны, у нее имеются свидетельства того, что группировки и организации, замешанные в конфликтах в мусульманских странах, получают поддержку из Финляндии.
Фактическая ответственность за успех интеграции лежит на местных властях. И вопреки неудачам в отдельных случаях, местные власти немалого достигли в этой сфере. Основными проблемами для местных властей остаются малограмотность большинства беженцев, непонимание ими особенностей финского общества и их большие семьи. Ключевыми условиями успешной интеграции являются овладение языком, адаптация к жизни в финском обществе и принятие его укладов и нравов. Только так иммигранты могут, в конечном счете, найти работу.
Проблемы интеграции с годами будут расти вместе с ростом числа иммигрантов. Поэтому следует особое внимание уделять языковому обучению иммигрантов. Чтобы иммигранты получали реалистичное и точное представление о Финляндии, ассимиляция должна начинаться еще в тех странах, где они родились. Необходимо, чтобы их заранее консультировали о правилах жизни и нравах финского общества.
Расширение масштабов деятельности по ассимиляции требует существенно увеличить количество персонала учреждений социальной сферы, сфер здравоохранения, устного перевода, а также образования, в особенности языкового обучения. Также необходимо увеличить объемы арендного жилищного фонда.
Растущий приток иммигрантов имеет и позитивные стороны. Иммиграция, предпринимаемая с целью поиска работы, это важный дополнительный ресурс для Финляндии и ее будущего. В случае успешной интеграции коренное население Финляндии с готовностью примет иностранных иммигрантов в свою среду. Но для этого следует всемерно помогать иммигрантам освоиться и стать «новыми финнами», поскольку уникальная возможность сделать это просуществует всего несколько лет.
Комментарии
Поделиться ссылкой: