Вселенная танца огромна, неизмерима. Танцев неисчислимое множество. Условно танцы можно разделить на бальные, народные, постановочные и реконструированные (средневековые, античные и т.п.). Но именно народный танец является родоначальником всех остальных.
Изначально народный танец выполнял чисто прагматическую задачу, например - утаптывание земли (бретонские цепочки) и имел символический характер, наиболее древние кельтские танцы сверху – чёткий графический орнамент или изображение рун. Т.е. танец у кельтов являлся ещё и бессловесной молитвой. Так же орнаментальны и народные мелодии: скандинавские, кельтские или славянские.
Танец по сути своей – символ, выражение невыразимого в ритмическом движении. Народный танец отличает естественность: стопа ставится на землю в основном полностью, танцующие держат спину ровно как при ходьбе. Народный танец контактен и партнёры общаются в танце – взглядом, движением, а не отрабатывают программу как в бальном танце.
Так называемые средневековые танцы, которые танцуются сегодня – это реконструкция, совершённая людьми с современным мышлением и представляющими современную культуру и отражает скорее не то, "как тогда танцевали этот танец", а то "как бы сегодня этот танец танцевали". Народный же танец – это аккуратно через века донесённое народное достояние.
Конец XIX-го - начало XX-го века для многих стран мира, а в особенности Европы, это обращение к своей народной культуре, время знакомства с ней. Народ, до того времени бывший неизвестной величиной, стал вскоре высоким идеалом. Народную музыку восхваляли как свежую силу, как контраст развитию общества. И если ключевой фигурой в России для развития народной музыки явился Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927), то для Швеции такой фигурой стал Рихард Дюбек (1811–77).
Многое произошло с тех пор, как археолог, собиратель фольклора и юрист Рихард Дюбек изучал и документировал сокровища шведской народной музыки. Одетый в длиннополую волчью шубу, дирижировал, как он сам говорил, "живой, настоящей, естественной музыкой — это совсем не то, что заученные, умирающие традиции".
На рубеже веков в литературных кругах пробудился живой интерес к "народу". Начиная с 1920-х годов Шведский союз народных музыкантов (спельманов) вместе с местными обществами спельманов организует различные мероприятия по всей стране. По примеру парка-музея Скансена в Стокгольме, где устраиваются съезды-праздники спельманов, ныне в Швеции бесконечное число таких встреч, как, например, слет спельманов в Бингшё или в Дельбу. Одно из почетнейших званий, которого может быть удостоен спельман — это риксспельман. Он награждается почетным значком Цорна, учрежденным художником Андерсом Цорном (1866–1920).
В 1970-е годы Европу захлестнула волна народной музыки. Это было движение возрождения, захватившее, в сущности, всю Швецию и повлекшее за собой переоценку многих идеологических, политических и социально-культурных ценностей. Около 1985 года интерес к народной музыке вспыхнул вновь, в частности в связи с всемирным фестивалем народной музыки в шведском городе Фалуне.
Параллельно в то же самое время примерно такой же интерес вызвала народная музыка в Норвегии. Не ослабевал интерес к народной культуре и в Финляндии, ибо для финнов проблема самоидентификации – это условие выживания.
Для скандинавской музыки самыми обычными "народными музыкальными инструментами" все еще остаются скрипка, голос, ключевая арфа, гармонь и в некоторой степени также волынка и другие бурдонные инструменты, например, гига. Почти каждая народная мелодия – это танец, а что нужно для народного танца – пара ботинок, танцпол и музыкант… и разумеется, как минимум один танцующий. Народный танец "polska", в манящем трехдольном ритме, изначально — польский танец. Он пришел в Скандинавию из Польши вместе с полонезом XVII века, и все еще является своего рода музыкальной осью, вокруг которой вращается остальная шведская народная музыка. Шаг в польске необычный: на три счёта шаги делаются только на счёт "раз" и "три", на счёт "два" - пауза, получается своеобразный рисунок танца. Вращение в польске довольно сложное. Буда-польска – это очень медленная польска, настолько медленный вариант, что просто сыграть обычную мелодию польски не всегда возможно и подходит только мелодия буда-польски…
Открытие школы
Идея создать в Питере клуб скандинавского танца витала в воздухе на протяжении последних лет десяти. Наконец это произошло. Насколько мне известно, наш коллектив – единственный в России. Если у школ ирландского танца в Питере несколько направлений: ирландский степ; постановочный танец; народный танец, то со скандинавскими танцами всё намного грустнее: люди, танцующие народные танцы пляшут круговую "норвежскую" джигу, которая к Норвегии имеет отношение только по названию – молодёжный такой танец, надо быстро бегать и махать ногами. Крайне редко, но иногда встречаются люди, танцующие польску (шведская визитная карточка), но, как правило, это только базовая польска, а так польску в Швеции не танцуют.
В связи с тем, что наш инструктор не реже двух раз в месяц выезжает в Норвегию, Швецию и другие страны, славные своими вековыми традициями танца, у нас – самая свежая информация о том что "гопак нонче в Европе не в моде". Мы изучаем разные варианты одного танца: чем полька скандинавская отличается от, скажем, ирландской; изучаем фишки к скоттишу; слэнг-польске. Или, скажем, вселенная халлинга – это целый мир, "медитация в движении": когда викинги не воевали, им же надо было как-то физическую форму поддерживать, а гимнастика до варягов не дошла, пришлось придумать халлинг.
Первое занятие в нашей школе скандинавского танца прошло 31-ого января 2007 года, занятие было бесплатным и на него пришло 42 человека. На следующие, платные занятия народ ходил много скромнее, но остались те, кому это действительно нужно. Стоимость занятий, надо заметить, была весьма умеренной: одно занятие – 100 рублей, четыре занятия – 200 рублей (не обязательно подряд), музыкальное занятие (вистл) – 100 рублей, танцы – 100 рублей. Занятия проводились два раза в неделю (изначально - три) по три часа каждое, раз в три недели по воскресеньям – танцы с приглашёнными музыкантами. Все занятия проходят под живую музыку.
За первый учебный год мы освоили базовые танцы: польску, скандинавскую польку, мазурку, халлинг, сноа, шведский вальс, стиг-вальс. Изучили финскёг, шведский скоттиш с вариантами, слэнг-польску с вариантами. Из нескандинавских танцев изучили баскский одиночный танец карнавал-де-Лянс (разминочный), бретонские танцы: андро (разминочный), андр-дро (разминочный), кастарват, казабар, гавот, трикот, ларидэ (разминочный) и пр. За это же время на музыкальных занятиях мы научились играть длинную ноту, держать ноту, выучили 7 мелодий, вместе со Стасом "выступили" с финским вальсом на белтайне в три вистла.
Программа на следующий год: изучение вариантов к польске, польке, мазурке, вальсу, стиг-вальсу и др. Оттачивание мастерства и в частности: финскёга, скоттиша, слэнг-польски. Изучение буда-польски, спрингаров, сноа, халлингов и тех танцев, что наш руководитель привезёт в этот раз из Швеции. Так же предполагается ознакомление с народным вариантом танго, со свингом, болгарским танцем дейчова ора на 9/8 и другими балканскими танцами (если найдётся музыкант).
Ограничений по тематике народного танца нет, просто углублённо мы изучаем именно скандинавские, факультативно – бретонские. Т.е. за новый учебный год мы должны стать носителями культуры скандинавского танца.
Автор: А.Ниткин