Norse.ru - Скандинавия по-русски

Свадебные традиции Финляндии конца XIX века

Интересна свадебная обрядность у финнов. У этого народа довольно долго сохранялись большие семьи, состоявшие из нескольких супружеских пар с детьми. При вступлении в брак молодая жена входила в дом мужа не хозяйкой, а всего лишь женой хозяйского сына. Она имела зависимое положение, подчинялась свекрови, жила бок о бок с другими невестками и золовками.

Все основные хозяйственные и семейные вопросы решал хозяин двора. Роль женщин была второстепенной. Только жена хозяина двора имела кое-какие права. Символом ее власти являлась большая связка ключей на поясе. При жизни свекрови положение невестки всегда было зависимым. На ней лежали самые тяжелые работы. Не случайно финская поговорка гласит: "Зятя хвали редко, невестку никогда".

Обычно финны вступали в брак в возрасте от 20 до 30 лет. Считалось, что для того, чтобы вступить в брак, девушка должна уметь сшить мужскую рубашку, остричь овцу и т.д. Парень смастерить дровни, вскочить с земли на лошадь. Браки, как правило, заключались в пределах своей деревни и своего прихода. Строгие нормы поведения налагали свой отпечаток на общение молодежи. Юноши и девушки виделись прежде всего во время совместных работ - при уборке хлебов, трепании льна и т. д. Настоящим праздником являлось посещение церкви, где происходила, по существу, ярмарка невест: молодые люди присматривались друг к другу, а их родители приглядывали подходящую пару своим детям.

Существовали также различные развлечения и обряды, в которых молодежь принимала активное участие. На Рождество, масленицу, вознесение, Иванов день жгли костры, водили игры, танцевали. До конца 19 века кое-где в Финляндии еще сохранился старый обычай посещения парнями девушек по ночам. Он назывался "ночные хождения" и проводился весной, когда девушки переходили спать в клети. В одних местах это происходило на пасху, в других на 1 мая (вальпургиев день). "Ночное хождение" могло быть коллективным или одиночным. С наступлением темноты компания парней шла из одного двора в другой. Подойдя к клети, они просили впустить их. В помещении вели беседу, шутили. Кто-то выступал как бы сватом - просил за того из парней, кто хотел остаться. Затем они шли дальше, оставив "сосватанного". Поведение оставшегося на ночь парня было строго регламентировано, он не мог перейти рамки дозволенного, рискуя быть исключенным из числа "ходящих". Важной фигурой в предсвадебных обрядах в начале XX века являлся сват, в роли которого выступал кто-нибудь из ближайших родственников парня.

Сватовство состояло из двух этапов: собственно сватовство, или "запрос", и обручение. Сваты выезжали торжественно, но "незаметно", в сумерки, чтобы "не сглазить" удачу. Обычно сватов приглашали сесть. Не раздеваясь, они садились за стол и вели разговоры на отвлеченные темы. И только потом начинались переговоры. Посещение сватов всегда было честью для семьи, поэтому их принимали любезно, что, однако, еще ничего не значило. Если во время переговоров девушку не приглашали в комнату, это могло означать только одно - явный отказ. Если же предложение свата встречалось положительно, то гостям предлагали раздеться. В этом случае сват выкладывал залог кольцо, деньги или иной подарок. Цель первого этапа сватанья получить лишь предварительное согласие, если, конечно, уже не было отказа. Если девушка не брала залога - это также считалось отказом. Если же брала, то это означало, что предложение будет обдумано. Чтобы забрать лежащий на столе залог, девушка смахивала его в передник или корзину, не беря в руки. Сваты же стремились, чтобы платок с залогом коснулся ее тела. Предполагалось, что после этого девушка "присохнет" к парню.

Решающим моментом сватовства являлось традиционное посещение невестой дома жениха. Обычно девушка оставалась в доме жениха на неделю, выполняя при этом какую-то работу. Например, она должна была сшить жениху штаны, починить белье и т.д. Если после посещения дома жениха девушка принимала решение выйти за него замуж, то сваты приезжали уже для проведения обручения, оно имело юридическую силу и значимость его в народе была очень велика.

Существовали разнообразные формы обручения. Невеста обычно получала от жениха подарок и дарила ему в ответ какую-либо вещь собственного изготовления. Родители невесты получали деньги как возмещение их расходов на воспитание невесты.

Обручение завершало предсвадебные обряды. За ним следовало оглашение брака в церкви. Бедные слои населения отмечали оглашение как праздник. Через несколько месяцев после этого справлялась свадьба, до проведения которой невеста по традиции проводила "сбор приданого", обходя округ с сообщением о свадьбе и получая в ответ различные подарки. Накануне свадьбы отец жениха посещал семью невесты и вручал ей башмачки, которые являлись символом подчиненного положения человека, получившего дар, и принятия его в другую семью.

Народный свадебный ритуал с его разнообразными обрядами был очень изменчив во времени и имел многочисленные местные особенности. Четко выделяется восточно-финский и западно-финский тип свадьбы. Восточно-финская свадьба сохранила много архаических черт, она проводилась как в доме жениха, так и в доме невесты. Когда невесту вводили в дом жениха, его друзья соблюдали различные меры предосторожности: дорогу от повозки до дверей устилали овчинами или несли невесту на руках.

Во время свадьбы невесте на колени сажали маленького мальчика и желали ей при этом "девять сыновей и одну дочь". После первой брачной ночи молодых шумно будили и приносили воду для умывания. Затем молодую жену облачали в одежду замужней женщины. Важнейшим ритуалом в конце свадебной церемонии была раздача невестой подарков новой родне для того, чтобы быть благожелательно принятой в новый род.
Что касается западно-финской свадьбы, то одной из ее характерных черт являлось то, что церковное венчание здесь включалось в ритуал народной свадьы, и с него начиналось торжество. Характерно было венчание на дому, оно могло проводиться как в украшенной комнате, так и во дворе в теплое время года. Еще одним внешним отличительным признаком западно-финской свадьбы была своеобразная корона на голове невесты. Являясь символом непорочности невесты, корона была заимствована из церковных обрядов и в крестьянском быту приобрела весьма отличную от церковного венца форму. Она весила иногда около восьми килограммов и прочно прикреплялась к волосам невесты. Невеста день или даже два не снимала ее. В короне приходилось даже спать, танцевать, так что невесты порой теряли сознание от усталости.

Западно-финская свадьба состояла из трех основных частей: церковного венчания, трапезы и танцев. Она имела общий состав гостей и проводилась в одном доме. Во время проведения венчания молодая пара соблюдала множество примет и обереговых действий. Праздничный обед был обильным и длился долго, два-четыре и более часов. В танцах принимали участие все участники свадьбы. Это был особый ритуал. После полонеза следовал " первый танец молодой". Молодая должна была потанцевать со всеми гостями по очереди, начиная с самых уважаемых. Таким образом западно-финская свадьба подчеркивала более высокое социально-экономическое развитие запада страны.
Источник: http://norse.ru/pub/169.html