Norse.ru - Скандинавия по-русски

Фредрика Рунеберг. Биографический очерк

В 2007 году в Финляндии отмечалось 200-летие со дня рождения уважаемой и любимой всеми женщины – жены национального поэта Финляндии Й.Л.Рунеберга – Фредрики Рунеберг (1807-1879). Кроме роли жены и матери, которая была главной в ее жизни, она также занималась литературным творчеством, журналистикой и разведением цветов. Причем во всех этих начинаниях ей удалось достичь немалых высот.

Фредрика Шарлотта Рунеберг (урожденная Тенгстрём) родилась в семье шведских финнов в Якобстаде. Ее родители – Carl Fredrik Tengström и Anna Margareta Bergbom. Отец был братом известного в Финляндии архиепископа, профессора Якоба Тенгстрёма. У Фредрики было четыре брата и три сестры. Она рано научилась читать, проявила способности к языкам. В школьные годы самостоятельно выучила немецкий язык, а французскому и английскому языку обучилась в пансионе для девочек, куда ее отдал отец, желавший дать дочери хорошее образование. Уже в детском возрасте Фредрика писала маленькие стихотворения и сказки.

Фредрика имела также художественный талант и в годы учебы в университете в Обо даже подрабатывала, продавая свои картины. В 1828 г. Фредрика с матерью были вынуждены уехать, т.к. их дом сгорел во время страшного пожара, поразившего всю центральную часть города. Они поселились в доме архиепископа Тенгстрема, в местечке Паргас, где Фредрика и познакомилась с Й.Л. Рунебергом.

В возрасте 23 лет, в 1831 г., Фредрика Тенгстрём вышла замуж за Й.Л.Рунеберга. Первым ребенком была девочка, Анна Каролина, которая умерла от болезни в возрасте полутора лет. Известно, что Рунеберг всю жизнь потом мечтал о дочери, но все остальные дети в семье были сыновья.
Свои молодые годы Фредрика целиком посвятила своей семье: воспитала шестерых сыновей, была главным слушателем и советчиком Рунеберга в его литературной работе. Она принимала также участие в редакторской работе, в те годы, когда Рунеберг возглавлял газету Helsingfors Morgonblad (1833-36). Фредрика отбирала и переводила для газеты статьи из зарубежной прессы (с немецкого, английского и французского), а также писала собственные статьи и очерки и, кроме того, занималась корректурой.

Фредрику Рунеберг можно по праву считать первой женщиной-журналистом Финляндии, а позднее она стала родоначальницей исторического романа, а также первой писательницей Финляндии, критически оценившей в своем творчестве положение женщины в обществе. Однако это произошло, когда ей было уже за сорок лет, она начала свою литературную карьеру в те годы, когда Й.Л.Рунеберг написал уже все свои самые значительные произведения. В 1844 г. были опубликованы первые прозаические очерки Фредрики Рунеберг "Simrith" и "En dröm", которые позднее вошли в сборник рассказов "Рисунки и мечты" ("Teckningar och drömmar", 1861). Они вышли под псевдонимом -a-g. Написаны были эти рассказы в разное время (с середины 1840-х гг. до конца 50-х гг.) и многие из них были опубликованы в периодических изданиях. В 2004 году вышло новое издание сборника, в серии "Новые классики" издательства "Schildts".

Героини рассказов Фредрики – женщины, представительницы разных эпох и культур (от древности до современности, от Арабских стран до Сибири), разного социального положения. Сборник посвящен центральным темам творчества Фр. Рунеберг: женской судьбе, обстоятельствам и проблемам совместной жизни в браке. Женщины молодые и старые, замужние и одинокие, женщины из городских домов Финляндии, а также из сибирской тундры или турецкого гарема – все они предстают перед нами со своими историями.

Причем стилистически сборник выглядит неоднородно: романтические образы и описания чередуются с парафразами из Библии и сатирой. В некоторых рассказах Фредрика, подобно Х.К.Андерсену, наделяет человеческими характерами и стремлениями цветы ("Jasmin", "Rosen"), солнечные лучи, насекомые, домашнюю утварь ("En dröm").

Один из рассказов, получивший наибольшую известность, называется "Facetter av kvinnans liv" ("Зарисовки из женской жизни). Сюжет его очень простой: разные женщины, оказавшись вместе, рассказывают об истории своей жизни и обсуждают волнующий всех вопрос: в чем главное назначение женщины? Имеет ли она право реализовать себя в чем-то, к чему лежит ее душа, или же единственное ее призвание – быть матерью и женой. И, оказывается, что почти все женщины имеют какой-то талант, какую-то склонность (к химии или музыке, к поэзии или даже стеклодувному делу), пусть даже они запрещали себе многие годы думать об этом, т.к. их отцы или мужья не давали им возможности реализовать себя, как считалось, в несвойственном для женщины амплуа. Но, как оказалось впоследствии, эти стремления и способности не пропали даром, а, напротив, наступало время, когда именно они спасали семью. В жизни почти всех героинь наступал момент, когда их заработок спасал семью от голода и нищеты.

Одна из основных мыслей состоит в том, что женщина – это не объект мужских желаний и страстей, не жертва, а действующий субъект, личность, имеющая право на свое тело и мысли, на независимые суждения и реализацию своих душевных склонностей. Вот, где, возможно, берет свое начало финский феминизм!

Однако современному читателю будут, наверное, интереснее другие рассказы, в которых Фредрика Рунеберг рассказывает о судьбах женщин разных народов, проникая в особенности их поведения, реакции, конфликты, среду, в которой они жили. Причем сама Фредрика никогда не путешествовала дальше Карельского перешейка. Однако, с помощью большого количества популяризированных изданий по этнографии, вышедших в 19 веке, путевых заметок, которые она очень любила читать, ей удалось создать в "Рисунках и мечтах" образы, окрашенные национальным колоритом и не лишенные при этом естественности и цельности. В одном из писем Фредрика писала, что ее "натура перелетной птицы" (flyttfågelnatur) радуется от одной мыли о поездках и дальних путешествиях. Поэтому читать и писать об обычаях других народов было для нее некоторым замещением тех поездок, которые из-за власти обстоятельств она никогда не смогла совершить.

В середине 1840-х годов Фредрика Рунеберг начинает писать роман "Fru Katarina Boije och hennes döttrar" ("Фру Катарина Бойе и ее дочери"), который вышел в свет только в 1858 г., когда Фредрике был 51 год. Этот роман, который можно считать первым историческим романом в финляндской литературе, много лет пролежал "на полке", в т.н. "сером мешке", из-за того, что его автор сомневалась в праве женщины писать и публиковать свои произведения. Таким образом, роман Фредрики вышел в свет уже после того, как С.Топелиус опубликовал свои "Рассказы фельдшера", посвященные той же эпохе – времени правления Карла XII. Многие исследователи отмечают влияние исторических романов В.Скотта на творчество Фредрики Рунеберг. Она признавалась, что знала его романы практически наизусть.
Действие исторического романа "Фру Катарина Войе и ее дочери" разворачивается во время Северной войны 1700-1721 гг. На фоне войны и кризиса героини Фредрик Рунеберг вынуждены нарушать социальные границы и выходить за рамки общепринятых традиций. Главными темами романа являются любовь, брак, терпимость и вызов признанным авторитетам.

Родительскому авторитету, который олицетворяет мать Катарина, противостоит дочь Маргарета. Спасаясь бегством от русских казаков, Маргарета влюбляется в прекрасного человека, но простолюдина. А ее сестра, Сецилия, физически хрупкая девушка, мечтательница, с детства влюблена в человека, которого она едва знала, но идеализировала его в своих фантазиях. Но постепенно она понимает, что не может ни любить, ни уважать будущего мужа, но, не будучи способна пойти на разрыв, чахнет и умирает. Онемевшая от строгости матери и отсутствия любви к жениху, Сецилия призывает к смертному ложу лишь свою сестру. В уста Сецилии вложены женская тоска по идеалу и осмысленности существования, но болезненная слабость героини не оставляет для нее выхода из жизненного кризиса. Напротив, будущее оказывается за рассудительной и приемлющей жизнь Маргаретой, которая получает, в конце концов, в мужья своего избранника.

В статье о Фр. Рунеберг "Честолюбие и традиция" ("Ambition och konvention") современная финская исследовательница Пиа Форссель отмечает, что "как и в некоторых романах коллеги по перу Фредрики Бремер, мы видим в данном романе двух молодых женщин, при описании которых используется разный повествовательный стиль. Образ Маргареты связан с реализмом, а личность и смерть Сецилии представляют мелодраматическую традицию". Абсолютная родительская власть отступает, брак по любви одерживает триумф.

Фредрика всегда была невероятно чувствительна к общественному мнению. Когда ее второй роман - "Sigrid Lijeholm, 1862" ("Сигрид Лийехольм") - был встречен критикой со стороны Снельмана, друга ее мужа, Фредрика решила никогда более не публиковать своих произведений.

В 1845 г. Фредрика Рунеберг основала Финское общество чтения (Finsk läseförening), целью которого было повысить уровень владения финским языком среди женского населения г. Борго. Читали в основном "Калевалу". Через год она стала одной из вдохновительниц создания женского общества или объединения (Fruntimmers förening), которое занималось образованием и обеспечением работой девушек из бедных семей.

В 1850 г. Фредрика родила своего младшего сына, ей было тогда 43 года. Но в том же году умер в возрасте двух лет один из предыдущих сыновей. Таким образом, шестерых детей вырастили Фредрика и Й.Л. Рунеберг. Вскоре семья переехала в большой дом, состоящий из девяти комнат, кухни и подсобных помещений, в котором они прожили до конца своих дней. Дом и сегодня является музеем, он так и называется - Runebergs hem. При доме был сад, и Фредрика занялась разведением цветов.
Финляндская исследовательница Агнета Рахикайнен в интересном исследовании, посвященном роли сада в жизни Фредрики Рунеберг и Эдит Седергран, отмечает, что Фредрика Рунеберг, известная прежде всего как жена национального поэта Й.Л.Рунеберга и как писательница, была в тоже время и одним из первопроходцев в деле разведения растений в Финляндии. Она раздобыла и вырастила массу растений, многие из которых были непривычны для Финляндии, особенно это касается различных видов роз. Кроме того, она посадила яблоневые деревья – по дереву для каждого из своих сыновей, а также несколько слив и кустов жасмина, ревень и красный перец. Роз в ее саду было несколько десятков видов.

Фредрика вела книгу хозяйственных расходов, где записывала также кулинарные рецепты. Эта книга на шведском была недавно издана в Финляндии под названием: "Fr.Runeberg. Receptbok" (эта книга вышла и в переводе на финский язык). Самым известным рецептом Фредрики стало пирожное, которое так и называется "рунебергское пирожное" и которое сегодня можно попробовать в маленьких боргосских кондитерских или в день рождения поэта – 5 февраля – его пекут по всей Финляндии. История этого блюда такова. Однажды к Рунебергу пришли гости, но их было нечем угостить — в доме было только старое печенье. Пока гостей развлекали стихами, г-жа Рунеберг быстро перемолола печенье, добавила в него сметану и варенье и преподнесла гостям. Все наперебой просили рецепт нового десерта, который, благодаря славе поэта, распространился потом по всей стране.

В 1863 году, когда Рунеберга разбил паралич, и он оказался прикованным к постели, Фредрика посвятила все свои силы и время себя заботам о муже. Она уже больше не занималась литературным творчеством. Она целыми днями читала мужу, а он мог слушать многие часы подряд, и ухаживала за ним. Только в конце 1860-х – начале 1870 гг. ею были написаны автобиографические заметки, посвященные творческой части ее жизни. Они назывались "Min pennas saga" ("Сага моего пера"), и были опубликованы лишь в 1946 г. вместе с "Воспоминаниями о Рунеберге" биографом Фредрики - Карин Экелунд.

После смерти Рунеберга в 1877 г. Фредрика переехала в Гельсингфорс, поближе к сестре и двум своим сыновьям, где поселилась в том же доме, где жила первые годы после свадьбы. Там она и умерла в 1879 г. и была похоронена в Борго, рядом со своим мужем Й.Л.Рунебергом.

БИБЛИОГРАФИЯ:

I. Издания произведений Фредрики Рунеберг:

1. Runeberg Fr. Anteckningar om Runeberg. Min pennas saga. 1946.
2. Runeberg Fr. Brev till sonen Walter 1861 – 1879 : Köpenhamn, Rom, Paris 1971.
3. Runeberg Fr. Fru Catharina Boije och hennes döttrar - en berättelse från stora ofredens. Podium, 2000.
4. Fredrika Runeberg. Receptbok. Skrifter utgivna av Svenska litteratursällskapet i Finland, 2003.
5. Runeberg Fr. Teckningar och drömmar. Nya klassikerserien. Schildts, 2004. Efterord av Åsa Stenwall-Albjerg.
6. Runeberg Fr. Sigrid Liljeholm. SLS, 2007.
7. Runeberg Fr. Min pennas saga. SLS, 2007.

II. Критическая литература:

1. Westermarck Helena. Fredrika Runeberg, 1904.
2. Ekelund Karin Allardt. Fredrika Runeberg. En biografisk och litteraturhistorisk studie. 1957.
3. Stenwall Åsa. Den frivillig ödmjuka kvinnan. En bok om Fredrika Runebergs verklighet och diktning. Natur och kultur, 1979.
4. Fasetter ur Fredrika och J.L. Runebergs liv / manus och regi. Videofilm med fil.dr Karin Allardt Ekelund som berättare. Visad i TV 2. 1985.
5. Forssell Pia. Fredrika Runeberg mellan familjeideologi och emancipation. // Festskrift till Johan Wrede 18.10.1995, SSLF 594, Helsingfors 1995.
6. Forsell Pia. Fredrika Runeberg – ambition och konvention. // Finlands svenska litteraturhistoria. Första delen: Åren 1400-1900. Svenska Litteratur sällskapet i Finland. 1999. S. 306-314.
7. Rahikainen Agneta. Trädgård i centrum. Fredrika Runebergs och Edith Södergrans litterara hem. "Källan", 01-2001. S. 8-18.
8. Rahikainen Agneta. Johan Ludvig och Fredrika Runeberg. En bildbiografi. Skrifter utgivna av Svenska litteratursällskapet i Finland, 2003.
9. Mazzarella M. Fredrika Charlotta fodd Tengström. En nationalskalds hustru. SLS, 2007.

III. Ссылки по теме:

1. Страница, посвященная 200-летию со дня рождения Фредрики Рунеберг в Интернете

Автор: Елена Дорофеева
Источник: http://norse.ru/pub/167.html