Norse.ru - Скандинавия по-русски

Дирижёр Геннадий Рождественский объединит трех великих скандинавских композиторов

В подарок москвичам дирижёр Геннадий Николаевич Рождественский готовит целый цикл из трех концертов под названием "Скандинавская триада". Имеются в виду три композитора — норвежец Эдвард Григ, финн Ян Сибелиус и датчанин Карл Нильсен. Концерты пройдут с 16 по 22 апреля в Большом зале Консерватории.

Участвуют практически все свои: бывший оркестр Рождественского — ныне Симфоническая капелла России, обычно управляемая Валерием Полянским, и члены семьи — пианистка Виктория Постникова и скрипач Александр Рождественский. Иногда подключаются солисты московских оперных театров. Нельзя сказать, что мы вообще никогда не слышали скандинавской музыки: все-таки Грига даже дети в школах играют, а Сибелиус постепенно входит в моду у продвинутых дирижеров.

Но тем не менее почти все из того, что намечено в программе, хоть и было написано давным-давно, у нас никогда не звучало. Это фрагменты неоконченной оперы Грига "Улаф Трюгвасон", его же кантата "Открытие земли", кантаты Сибелиуса "По случаю коронации Николая II" и "Возрождение огня", его музыка к шекспировской "Буре".

Про Нильсена и говорить нечего — сплошные российские премьеры. В качестве доступного шлягера будет, пожалуй, только григовский фортепианный концерт во второй день. И расслабляться не стоит: в репертуаре любознательного маэстро насчитывается 44 опуса шведских композиторов.

В интервью изданию "КоммерсантЪ" Рождественский отзывается о скандинавах: "Почва, конечно, богатая. И королем скандинавской музыки является, конечно, Ян Сибелиус. Он вообще крупнейшая фигура в истории музыки. Ему удалось сохранить свое лицо в ХХ веке при наличии огромного количества "измов", и додекафонии, и электронной музыки. Он никакого отношения к этим поискам не имел, а писал то, что он писал всю жизнь своим языком. Более того, он, как известно, удалился в свой "скит" – Ярвенляя, это местечко в 30 километрах от Хельсинки, и никогда оттуда не выезжал в течение 40 лет. И в общем, очень мало тогда сочинял. Он не воспринимал того, что происходит в современном музыкальном мире, и боялся, что его считают старомодным. Эти опасения довели его до того, что он уничтожил свою 8-ю симфонию, которая была объявлена к исполнению в Бостоне под управлением Кусевицкого. Премьера ведь так и не состоялась. И партитуры нет.
Источник: http://norse.ru/news/20070419931.html