Norse.ru - Скандинавия по-русски

За право Statoil и Hydro участвовать в разработке Штокмана заплатил норвежский министр

"Газпром" определился с кандидатурой третьего партнера в Штокмановском проекте. Судя по всему, 24-процентная доля в компании-операторе отойдет объединенным норвежским Statoil и Hydro. В пятницу председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер встретился с руководителями норвежских холдингов Хелге Лундом (Statoil) и Эйвиндом Рейтеном (Hydro).

В официальном сообщении российской монополии говорится, что "на встрече обсуждались перспективы развития сотрудничества "Газпрома" и объединенной компании". Однако телефонный разговор президента России Владимира Путина с премьер-министром Hорвегии Енсом Столтенбергом, предваривший встречу глав нефтегазовых холдингов, дает все основания полагать, что "обсуждение перспектив" вылилось в подписание вполне конкретных документов. Не исключено, что официальное заявление об этом "Газпром" сделает уже сегодня.

Отметим, что решение о вхождении в Штокмановский проект французской Total принималось по аналогичной схеме. Накануне подписания документов "перспективы сотрудничества двух стран" обсуждались в телефонном разговоре Владимира Путина и президента Франции Николя Саркози. Официальное заявление о победе Total последовало спустя сутки.

Встрече глав российского и норвежских нефтегазовых холдингов предшествовал не только телефонный разговор на высшем уровне, но и определенные кадровые изменения в правительстве Норвегии. В пятницу по собственному желанию покинул свой пост министр нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Одд Рогер Эноксен, под патронатом которого проходило объединение Statoil и Hydro. Слияние компаний лоббировалось Эноксеном как создание энергетического гиганта, который будет способен бросить перчатку российскому "Газпрому", потеснив его монополию на европейском рынке (к середине следующего десятилетия Норвегия планирует увеличить поставки газа в ЕС на 55%). Бывший министр также активно поддерживал притязания Норвегии на "спорный" участок шельфа Баренцева моря. Речь идет о "серой зоне" (в районе архипелага Шпицберген), спор о статусе которой Россия и Норвегия ведут без малого 40 лет.

В дискуссии о морской границе Россия придерживается принципа секторального разделения Арктики, Норвегия же настаивает на проведении "срединной линии" (по средней линии от сухопутных границ). Цена научно-географического вопроса - 155 тысяч км арктического шельфа и миллиарды тонн углеводородных запасов. Одно только Федынское месторождение, расположенное в "серой зоне", значительно превосходит по запасам Штокмановское ГКМ. Всего же, по предварительным оценкам, арктические природные ресурсы составляют более 100 млрд тонн топлива, что в два с лишним раза превышает сегодняшние запасы России или Саудовской Аравии.

"Серая зона" привлекает нефтегазовые компании еще и относительно благоприятными природными условиями. Круглогодичное отсутствие льда и небольшая (200-300 м) глубина моря существенно снижают возможные затраты на освоение участка, а значит, повышают экономическую эффективность добычи.

Дискуссия о морской границе разгорелась с новой силой после того, как "Газпром" принял решение о единоличном владении Штокмановским месторождением. Не исключено, что теперь, когда Норвегия получила доступ к проекту, в многолетнем споре наконец будет поставлена точка. В качестве платы за свою уступку Россия, как библейская Саломея, потребовала голову - в ответ Норвегия пожертвовала противника "Газпрома" - министра нефтяной промышленности Одда Рогера Эноксена.
Источник: http://norse.ru/news/200709241480.html