Поиск:     
    Главная   |  Новостная лента   |  Конференция   |  Контактная информация
Страноведение:
О Финляндии на форуме:
Главная / Финляндия / Публикации /

Юлиус Векселль - первый профессиональный финский поэт

19 марта - день рождения финляндского поэта Йозефа Юлиуса Векселля (Josef Julius Wecksell). Его судьба одна из самых трагических в истории литературы Финляндии. Небольшое по объему творчество Векселля осталось непонятым и недооцененным современниками и потомками. Векселль стал, по сути, первым профессиональным финляндским поэтом - литературное творчество было его главным и единственным ремеслом. Это было непринято и, более того, невозможно в Финляндии середины XIX века, когда даже такие известные писатели, как Й.Л.Рунеберг и С.Топелиус, зарабатывали на жизнь преподавательской деятельностью и журналистикой.

Первый поэтический сборник Юлиуса Векселля вышел в 1860 году, когда ему было двадцать два года. О нем сразу же заговорили как о незаурядном таланте. Но поэт сумел лишь отчасти оправдать возложенные на него надежды. Через два года состоялась премьера драмы "Даниель Юрт" ("Daniel Hjort", 1862)(1), сыгравшей большую роль в становлении финской драматургии. Но поэт уже страдал от неизлечимой душевной болезни. Всю оставшуюся жизнь, почти сорок пять лет, он провел в клинике для душевнобольных.

Юлиус Векселль родился в Або в семье шляпных дел мастера Йохана Векселля. В семье было одиннадцать детей, многие из которых обладали творческими способностями. Но была и тяжелая наследственность - склонность к психическим заболеваниям. Она поразила пятерых детей, двое из которых покончили собой в юном возрасте.

Юлиус был с детских лет очарован театром, а в двенадцать лет стал устраивать домашние спектакли из сделанных им самим бумажных кукол. В этом же возрасте он начал писать стихи, собирая их в специальные тетради. Так, известна "Белая тетрадь", датированная 1853 годом, когда Юлиусу было пятнадцать лет. Были также черная, зеленая и другие поэтические тетради. В некоторых ранних стихотворениях заметно влияние Рунеберга, а также увлеченность поэзией Гейне и Шиллера. В старших классах школы Векселля уже называли скальдом. В возрасте шестнадцати лет он написал свою первую пьесу – комедию "Три Жениха" ("Tre friare"), которая была поставлена труппой Абосского театра, а столетие спустя была адаптирована под радио пьесу.

В 1858 году Векселль поступил в университет и окунулся в студенческую жизнь. Он стал членом так называемого западно-финского студенческого объединения, которое выпускало газету, устраивало литературные чтения. Там обсуждались и злободневные вопросы о будущем Финляндии, о языке. Векселль не поддерживал заявления ряда фенноманов о завершении эпохи шведского языка, но считал, что хотя "эпоха шведской национальности миновала, но всегда будет существовать финская национальная литература на шведском языке".

Известность получило стихотворение молодого поэта "Шведский и Финский" ("Svenskan och Finskan", 1860), где он впервые касается проблемы спора языков, но в идеализированной форме, показывая только благородные черты каждого из соперников в их длинном диалоге. Языковая борьба в те годы еще только начиналась.
В 1860 г. вышел первый поэтический сборник Векселля – "Избранные юношеские стихотворения" ("Valda ungdomsdikter"). Но в том же году вышла вторая часть популярных "Сказаний фенрика Столя" Рунеберга, из-за чего сборник Векселля не привлек должного внимания. В него вошли стихотворения, различные по своей стилистике и образной системе: патриотические, исполненные любви к родине ("С Новым годом", "Скалы финского залива", "Рождество финского солдата"), сентиментально-романтические ("Птица", "Бриллиант на мартовском снегу"), написанные в фольклорной традиции ("Засохшая липа"). Лирика молодого поэта носила во многом подражательный характер, его вдохновляла поэзия Гейне и Байрона, Рунеберга и Топелиуса. Но некоторые стихотворения были позднее положены на музыку Яном Сибелиусом и на долгие годы обрели известность.

Начиная с 1861 года, в лирике Векселля появляются трагические мотивы: страшной власти золота над человеком ("Месть гнома"), темы несчастья и смерти ("Прощание Дон Жуана с жизнью"). В это время писатель начинает работу над своим главным произведением – трагедией "Даниель Юрт". Сначала была написана трагедия "Месть теней", которую автор уничтожил, почувствовав ее несовершенство. Векселль ощущал недостаток знаний и поглощал книги по истории, философии, эстетике, перечитывал Шекспира, ставшего для него главным художественным ориентиром.

В это время нервы Векселля были уже расстроены, начали проявляться симптомы душевной болезни. Словно предчувствуя катастрофу, писатель много работал, практически не давая себе передышки. Это еще больше подорвало его здоровье, и последний акт пьесы он дописывал, будучи уже совершенно больным. Вексель надеялся доработать его позднее, но не успел. Весной 1862 г. пьеса была закончена, в ноябре состоялась ее премьера в Новом театре в Гельсингфорсе, а через несколько месяцев – в Большом Королевском театре Стокгольма. Пьеса имела большой успех. Критики писали, что впервые на финской сцене была поставлена историческая национальная драма.

Действие происходит в Финляндии конца XVI века, в период междоусобных войн между шведско-финскими феодалами, верными королю Швеции и Финляндии Сигизмунду, и приверженцами его племянника - герцога Карла, будущего короля Карла IX. В эти годы в стране разразилось крестьянское восстание, известное как "дубинная война".

Имя главного героя пьесы - Даниеля Юрта - взято Векселлем из исторических хроник. Но образ героя во многом отличен от своего прототипа. В пьесе зачинщиком народного бунта был отец Юрта - Бенгт Илькайнен - "могучий, вольный бонд", погибший во время жестокого подавления восстания войсками королевского наместника Класа Флеминга. Фигура Юрта глубоко трагична. Будучи воспитанником Флеминга, уважая его чувство долга и самоотверженность и испытывая нежную любовь к дочери его преемника, Арвида Стольарма, герой все же поступается "кодексом чести" и переходит на сторону герцога Карла. Юрт узнает о казни отца в момент осады крепости Флеминга войсками Карла. Охваченный чувством праведной мести, Юрт, по сути, совершает измену (ведь он присягал на верность королю!) и помогает войскам Карла войти в город.

Известно, что исторический Юрт был облагодетельствован Карлом и прожил долгие годы в полном здравии. Однако герой Векселля погибает от руки внебрачного сына Флеминга - Улофа Классона. В 1907 г. финский поэт Эйно Лейно писал: "Поставленная бесчисленное множество раз как на нашей, так и на шведской сцене, - драма Векселля обнаружила бoльшую жизненную силу, нежели любая другая трагедия, созданная в Финляндии". (2) Эти слова справедливы и сегодня. "Даниель Юрт" по сей день не сходит с театральных подмостков Финляндии.

Вскоре после премьеры пьесы у Векселля начались галлюцинации, и он был отправлен на лечение в психиатрическую клинику Эндених в Германии, недалеко от Бонна. За несколько лет до этого здесь умер немецкий композитор Роберт Шуман. Вероятно, в Бонне было написано последнее стихотворение Векселля, которое стоит особняком в его творчестве. Стихотворение "På moln stod du" ("Ты с облаком вознесся…") - поэтическое откровение, данное Векскеллю в последние месяцы или даже дни перед годами безумия. Лирический герой, подобно библейскому пороку, переживает стремление приблизиться к Богу, познать его незримое дыхание и трагическое ощущение собственного одиночества и близкого конца земной жизни:

Ты с облаком вознесся! Оставил Землю под ногами,
навстречу Богу устремился!

Глаза растаяли, и с миром сотворенным
ты в сущности своей соединился.

Открыл объятья ты навстречу совершенству,
незримое дыханье Бога познавая.

И вот уже душа твоя среди миров и звезд,
как солнце явственное проплывает.

И под ногами небо оставляя, ты выкрикнул себя,
мгновенно в слово превращаясь.

Тот мир никем не постигаем, и там источник жизни матери твоей,
и женщины земной,
которую уже не полюбить.

И над могилою твоей
явился тополь вдруг зеленый.

И жизнь твоя свернулась, как слеза,
в глазнице Бога,
и вмиг растаяла виденьем. (3)

Стихотворение звучит очень современно. Трудно поверить, что оно написано в начале 1860-х годов XIX века. В нем неожиданно возникают иррациональные образы и стилистические построения, присущие более поздней литературной эпохе - эпохе модернизма. А, точнее, сюрреализма, с его стремлением создать новое художественное пространство, совмещающее сон и реальность. В этот же период, но чуть раньше, в 1862 году, было написано стихотворение "Пустые руки" (“Tomma hander"), в котором автор оплакивает смерть слова.

Tomma händer
Mörka stränder
Sorgsen våg och tyst
Varifrån komma
Ord som blomma
Döden allt ju kysst…

"Пустые руки // Мрачные берега // Печальная волна и тихая // Откуда приходит // Слово как цветок // Смерть же все поцеловала…". Интересно, что именно эти последние произведения Юлиуса Векселля оказались интересны сегодня. И, казалось бы, забытый автор вновь предстает перед нами, причем в в образах визуального искусства. Так, современный шведский художник Ян-Андерс Эрикссон (Jan-Anders Eriksson), вдохновленный стихотворением "Ты с облаком вознесся!", создал картину с одноименным названием. А преподаватель шведской поэзии и режиссер Йорген Эркиус (Jörgen Erkius) представил в феврале 2009 г. в г.Ваза в Финляндии короткометражный фильм о Ю.Векселле - "Пустые руки", сделанный в традиции символического реализма.

Лечение в Германии не дало результатов, и Векселль был отправлен домой, в Гельсингфорс. Некоторые надежды на то, что болезнь удастся остановить, еще оставались. В 1865 году пьеса "Даниель Юрт" была представлена на государственную премию Финляндии - конкурс был объявлен Финским литературным обществом. В нем также участвовали пьесы "Короли на Саламине" Й.Л.Рунеберга и "Сапожники Нумми" А.Киви. Победу одержала пьеса Киви.

В сентябре того же года Вексель был направлен на лечение в клинику финского города Лаппвик, где и оставался в безнадежном состоянии полного аутизма, до своей смерти в августе 1907 г. Трагическая судьба талантливого поэта не оставила равнодушными других писателей. Так, известна новелла К.Тавастшерны "Патриот без родины" ("En patriot utan fosterland", 1896), поэма Ялмара Прокопе "Пленник смерти" ("Dödens fånge", 1907), стихотворение Элмера Диктониуса "Ты сгорел так быстро…" ("Så snabbt du brann...", 1938). Роман Мэртты Тикканен "Тьма, что дает радости глубину" ("Mörkret, som ger glädjen djup", 1982) посвящен судьбе матери Векселля, Софии, - женщине, обладавшей творческими способностями, которым не дано было реализоваться. Однако наибольший интерес к творчеству Ю.Векселля проявил шведоязычный финляндский поэт Арвид Мёрне (Arvid Morne, 1876-1946). Им была написана биография Векселля ("Josef Julius Wecksell", 1909), позднее дополненная и вышедшая как новое исследование ("Nya Wecksellstudier", 1920). Мёрне впервые опубликовал неизвестные ранее материалы о Векселле и его вышеупомянутые последние стихотворения, написанные в самом начале долгого периода душевной болезни.

Таким был недолгий, но яркий творческий путь талантливого финляндского поэта Юлиуса Векселля. Он умер в 1907 году после долгих лет, проведенных в клинике для душевнобольных. Лирика Векселля заняла свое место в истории литературы Финляндии и продолжает вызывать интерес и сегодня.
________________________________________


1. Русский перевод: Даниель Юрт. Трагедия. Пер. С.Петрова // Ю.Векселль. Избранное. М.-Л., 1960.
2. Цит. по: Mörne A. Josef Julius Wecksell. Helsingfors, 1909. s.176.
3. Пер. В.Дорофеева.

Автор: Елена Дорофеева
Читайте также:
Становление финляндской литературы - от Микаеля Агриколы до Франца Микаеля Францена. Биография талантливого финского поэта, которого многие исследователи называют представителем "предромантического" направления в финляндской литературе.

Комментарии

Поделиться ссылкой:
 © NORSE.RU При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на norse.ru обязательна.
Любое использование материалов без ссылки на norse.ru является нарушением закона об авторских правах.
Rambler's Top100